«Звенящий» город
Впервые Звенигород упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты около 1339 года, однако известно, что еще в XII веке здесь находилось укрепленное поселение. Существует предположение, что город был основан в княжение Юрия Долгорукого. Несколько городов с таким же названием располагались в домонгольский период в Киевском и Черниговском княжествах. Прибывшие оттуда переселенцы называли возникающие селения привычными именами в память о родине. Городатезки вводили потомков в заблуждение, но уж очень популярным и приятным для уха было это название, ставшее одним из символов древнерусского градостроительства.
Существует еще одна очень красивая версия о происхождении названия города, которая, скорее всего, является легендой: своим звоном он давал знать Москве о приближении опасности. В древности городу была отведена роль форпоста Московской земли. В первой четверти XV века Звенигород стал крупным торговым центром, в котором даже велась чеканка своей монеты. В XVI–XVII веках это был хорошо укрепленный и достаточно благоустроенный город с большим по тем временам населением. В Смутное время Звенигород был разорен, а после взятия Смоленска утратил значение форпоста Москвы. Историческое значение города перешло к монастырю, ставшему местом царского богомолья. В 1708 году город вошел в состав Московской губернии, а с 1781го официально стал уездным городом.
Исторически Звенигород развивался вдоль Москвыреки и к XVII столетию делился на три части: кремль на Городке, Нижний посад на левом берегу реки и Верхний посад – на правом. Сложившуюся веками планировку и внешний облик Звенигород сохранял вплоть до конца XVIII века. В XIX столетии город, оставшийся в стороне от торговых путей, железной дороги и новых промышленных центров, начал приобретать черты тихого дачного места. Превращению Звенигорода в курортную зону способствовало его местоположение в гуще реликтовых лесов рядом с рекой. Неслучайно город называли «русской Швейцарией». Пейзажи в окрестностях Звенигорода привлекали многих известных художников, в том числе И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. Е. Репина. В Звенигороде и его окрестностях жили А. И. Герцен, С. И. Танеев, город часто посещали Н. М. Карамзин и Ф. И. Шаляпин. В 1883 году в Звенигороде побывал А. П. Чехов, который год спустя стал работать в местной больнице.
Большинство туристов начинают знакомство с городом с его исторического центра – места, где в XII веке на высоком холме на левом берегу Москвыреки был заложен кремль. Сейчас эта территория называется Городок. Здесь находился княжеский дворец. Недалеко от него в центре древнего кремля был построен белокаменный Успенский собор. Его стены украшают фрески, автором которых считают Андрея Рублева. Неподалеку от Городка, на соседей горе, носящей название Сторожи, в 1398 году был основан СаввиноСторожевский монастырь, настоятелем которого по приглашению Юрия Звенигородского стал духовник князя – монах Савва, ученик Сергия Радонежского.
Вначале монастырь представлял собой скромную деревянную обитель. Спустя семь лет здесь был сооружен белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. В 1650х годах для Рождественского собора царскими иконописцами был выполнен пятиярусный иконостас. Со второй половины XVI века монастырь являлся местом царского богомолья. В 1591 году сюда ездил молиться царь Федор Иванович, а Иван Грозный после большого московского пожара посылал в Звенигород за иконами. Во второй половине XVII века обитель становится загородной резиденцией Алексея Михайловича Романова.
Много легенд появилось со временем вокруг Звенигорода и обители преподобного Саввы Сторожевского. Одна из таких удивительных историй связана с именем императора Петра I. Легенда гласит, что перед Полтавской битвой Петр I приехал помолиться в Звенигородскую обитель перед мощами старца Саввы. Ведь он и раньше, еще в детстве и юности, бывал в этом монастыре. Говорят, император решил, что если получит благословение, то начнет сражение под Полтавой, а нет – пусть пока шведы останутся в силе. Настоятель благословил царя небольшой медной иконой с образом преподобного Саввы. Этот образ и спас Петру жизнь во время битвы. По легенде, после битвы ктото указал ему на порванный карман на груди. Петр вытащил из него смятую медную иконку с ликом старца Саввы Сторожевского, разогнул ее – и на пол упала сплющенная шведская пуля. Говорили, будто он произнес: «Сегодня преподобный Савва спас мне жизнь». В честь своего чудесного спасения и победы Петр I повелел перелить одну из пушек, участвовавших в сражении, в колокол и подарил его Саввину монастырю.
Во время войны 1812 года здесь произошла еще одна необыкновенная история. К городу подошел двадцатитысячный отряд французов во главе с Евгением Богарне, пасынком императора Наполеона Бонапарта. Эжен Богарне занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали его грабить. Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне, – он сам не знал того, – видит, что в комнату входит какойто благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он поспешил в храм, где увидел икону с ликом Саввы Сторожевского и узнал в нем своего ночного гостя… Принц Эжен Богарне выполнил совет старца. Храм по приказу генерала был закрыт, опечатан и окружен стражей. А Эжен Богарне стал едва ли не единственным из известных французских военачальников, который остался жив в этой войне и даже не получил ранений ни в одной из последующих битв.
Во время Великой Отечественной войны наступление немцев было остановлено всего в нескольких шагах от Звенигорода. Линия фронта на этом направлении проходила в трех километрах от монастырских стен. Третий рейх уже готовил своих солдат к зимовке в «русской Швейцарии». В наших войсках по аналогии с древнерусскими сторожевыми отрядами был создан 23й Звенигородский истребительный батальон, который выдвигался с разведкой в тыл противника и действовал с невероятным героизмом. И нога завоевателя не ступила на священную монастырскую землю. Как говорят участники сражения, на территорию СаввиноСторожевской обители не упало ни одного снаряда, ни единого осколка, на стенах не осталось даже следа от попадания шальных пуль. А ведь золоченые купола и звонница были прекрасными ориентирами для обстрела или бомбежки. Ветераны 144й стрелковой дивизии, воевавшие на этом направлении, говорили о случившемся так: «Ваш Савва свой монастырь рукой прикрыл».
История Звенигорода XIX–XX столетий украшена именами многих знаменитых людей, живших или когдалибо бывавших в этих краях: М. Волошина, Н. Рериха, И. Шмелева, М. Пришвина, Л. Орловой, А. Тарковского и других.
Много лет минуло с той поры, как пришедший сюда игумен Савва был очарован открывшейся перед ним панорамой. Много воды унесла за это время Москварека, но все так же пышно зеленеют ее берега, а воздух наполнен ароматом цветов и хвои.
Благодарим за помощь в подготовке материалов администрацию г. Звенигород.