Красивая, интеллигентная, аристократичная Илзе Лиепа, народная артистка России, знаменитая балерина, обожаемая зрителями, дала интервью нашему редактору Инге Ковун.
– Илзе, давайте вспомним, как началась ваша работа с детьми.
– Более десяти лет назад мы вместе с моей подругой и партнером Марией Субботовской открыли школы пилатеса и балета. Это был уникальный концепт для взрослых: пилатес, хореография и мой личный «Илзе Лиепа метод». Я даже не представляла себе, какую большую роль сыграет этот проект в моей жизни. Как только мы открылись, к нам сразу стали приводить детей, причем даже самых маленьких – двух-трех лет. Так у школы студии появилось уникальное детское направление, и мы вошли в пространство детства. Вскоре мы открыли несколько балетных школ и стали проводить грандиозные детские концерты, превращающиеся в нечто особенное. В постановке «Щелкунчик» вместе с маленькими участниками танцевал Николай Цискаридзе. Мы провели фестиваль профессиональных и самодеятельных балетных школ «Волшебная туфелька». В работе нам очень помогают мой брат Андрис и его команда – режиссеры, ведущие спектакль, художники по свету, звукорежиссеры.
На гастролях всегда интересуюсь, кто как работает с детьми. И приятно осознавать, что мы обладаем уникальной методикой занятий с ребятами от двух с половиной лет. Цели сделать наших учеников солистами балетных театров нет. Главное, чтобы ребенок гармонично развивался, а этому как раз способствует классический танец, который оказывает благотворное влияние на человека в любом возрасте. Классическое искусство и, прежде всего, классическая музыка – одно из самых сильных воздействий в современном мире.
– Расскажите подробнее о вашем благотворительном фонде и о новой премии для юных танцовщиков.
– Фонд «Культура – детям» – очень молодой, хотя его программы, как я уже сказала выше, начали осуществляться гораздо раньше. В какой-то момент мы решили перекинуть некий мост между культурой и детьми, ведь дефицит культуры ощущают ребята даже из благополучных семей, что говорить о других. Я человек из танцевальной семьи, и мне, конечно, было интересно посмотреть, что творится в танцевальных любительских коллективах в нашей стране. Рядом с удивительными открытиями было много тревожных ноток. Но главное стало понятно: ребенок воспринимает серьезно то, что мы сами взрослые воспринимаем серьезно. Отсюда родился конкурс «Фестиваль». Для нас было важно дать танцевальному творчеству такую высокую планку, чтобы и дети, и юношество почувствовали, как интересно то, чем они занимаются. Нам хотелось, чтобы они сделали выбор именно в его пользу. Когда у ребенка есть интерес в жизни, можно быть спокойным, что он уведен с улицы и его увлечения становятся гораздо шире области компьютерных игр. Настоящее творчество может сделать жизнь ребят очень интересной. Так возникла идея национальной премии «Весна священная» в области детского и юношеского танца. Двери для этой премии открыл Большой театр. За понимание важности того, что мы делаем, я бесконечно признательна его директору Владимиру Георгиевичу Урину. Только представьте, что ощущает ребенок, танцуя в мини-композиции на сцене Большого театра, учитывая, что специально для него работали лучшие мастера своего дела. Проект создан компанией суперпрофессионалов: это хореограф Елена Богданович, сценарист Зоя Кудря, режиссер Владимир Иванов, художник Павел Каплевич, художник по костюмам Екатерина Котова. Это невероятное событие в мире детского танцевального творчества. Наша премия уникальна еще и тем, что дети в ней участвуют совершенно бесплатно. Спасибо за поддержку и Министерству культуры, и Департаменту Москвы, и меценатам. Я вообще считаю, что у нас уникальная страна. Нигде в мире не существует домов культуры, куда дети могут свободно прийти и бесплатно заниматься танцами. К счастью, у нас это пока есть, и я этому очень рада.
– Как определить, кому из детей стоит заниматься танцевальным искусством, а кому – нет?
– Я уверена, что каждая девочка должна заниматься балетом. В 19-м веке говорили, что занятие танцами способствует облагораживанию души. И ими, как вы помните, занимались очень серьезно. Сейчас мы, к сожалению, это теряем. А жаль! Танцевальное творчество очень благотворно влияет на детскую душу. К тому же оно способствует развитию обоих полушарий мозга. Правда, танец танцу рознь, поэтому родителям нужно внимательно следить за тем, в какую студию ходит ребенок, кто педагог, под какую музыку танцуют, что за образы там создаются, какие композиции исполняются. Все это тонкий механизм. В этом смысле наша премия «Весна священная» – серьезный образовательный проект. Мы хотим взять под свою опеку детское танцевальное творчество и направить его в правильное русло. Мы очень много ездим по России. В рамках нашего просмотра мы увидели более 900 танцующих детей в Норильске, 3 500 – в Якутске. Невероятно танцевальный край.
– Под какую музыку ребенку не стоит танцевать?
– До десяти-двенадцати лет детскому восприятию совершенно противопоказаны тяжелые ритмы. Между тем родители часто увлекаются студиями современного детского танца. Но не надо забывать, что в нашей стране в массовом понимании культура современного танца отсутствует. Совсем другое дело, когда за дело берется суперпрофессионал. В современных композициях нашего хореографа Елены Богданович есть и невероятная изобретательность, и изумительная музыкальность, они потрясающе интересны для каждого возраста.
Я рекомендую родителям обязательно дать детям классическое образование. Хореография еще никому не помешала, а потом можно сделать выбор в сторону какого-то другого танцевального направления.
– Как вы относитесь к большой занятости современных детей?
– Хорошо отношусь. Это защищает ребенка от дурного влияния, задает правильный вектор развития.
– Ваша дочь Надя тоже загружена?
– Конечно. Она обучается языкам, занимается балетом. Все свободное время стараюсь посвящать дочери – вместе гуляем, играем, читаем книжки, смотрим мультики... Я для нее мама-подружка. Но обязательный авторитет родителя тоже присутствует.
– Когда вы впервые оказались за кулисами?
– Отец забавно рассказывал про мой первый приход за кулисы Большого театра. В тот вечер он не участвовал в спектакле, просто заехал в театр по своим делам. Шел второй акт «Жизели». Мы прошли за кулисы. Отец вспоминал: «Ты была такая маленькая, что, когда я присел на корточки, все равно ты оказалась меньше меня. И вдруг я услышал всхлипы. „Что такое? Почему ты плачешь?“ – „Но ведь музыка грустная“, – ответила я».
– Что вы делаете, если у вас плохое настроение?
– Так просто оно не появляется. Надо заглянуть в себя и понять, что беспокоит. Все проблемы находятся внутри нас.
– Знакомо ли вам чувство неуверенности в себе?
– Чаще всего я его испытываю, когда начинаю работать над новым спектаклем или проектом. Мне кажется, это случается в жизни любого артиста, тем более балетного. Порой ощущение себя полным сил, энергии сменяется какими-то сомнениями. Разбираю новую роль и, вдруг, с ужасом думаю, что это непреодолимо сложно и у меня точно ничего не получится. Но вскоре материал начинает «поддаваться», и уверенность возвращается.
– Илзе, сейчас много говорят об успехе. Как, на ваш взгляд, можно его достичь?
– Думаю, сегодня многие люди совершают ошибку, заботясь об успехе, а не о самореализации. Они подменяют одно понятие другим. Успех приходит как результат самореализации. Поэтому я бы советовала заниматься именно этим. Важно также понимать свою цель и быть уверенным в том, что ваши движения приближают вас к ней. Нужно уметь задавать себе вопросы.
– Несмотря на напряженный график, вы всегда великолепно выглядите. В чем секрет?
– Он известен всем людям, связанным с хореографией. Балет требует ежедневной тренировки-экзерсиса, во время которой человек интенсивно работает и организм очищается через поры. После нее лицо просыпается и начинает по-другому выглядеть. Наверное, в этом и заключается секрет «балетной молодости».